вторник, 8 апреля 2014 г.

...о том, как мне живется в другой стране (или "...об эмиграции 2"...)

Решила продолжить мысль, начатую в предыдущем посте, который, кстати, пару раз отредактировала (кто его читал - заглядывайте в часть P.S. - она там может расти и дальше).

Поскольку я не чувствую себя тут иммигранткой, решила просто описать те ощущения, которые у меня возникают во время проживания зарубежом. Думаю, что кому-то было интересно именно это.

По большому счёту я могу отнести к опыту проживания зарубежом лишь опыт в 2-х странах - Турция (3 месяца) и Мексика (уже перевалило общим итогом за 7 месяцев).

Что общего у этих двух "опытов":
  • языки, которыми я не владею
  • жаркий в моём понимании климат
  • отличный от российского уклад жизни
Принципиально разное для этих стран: про Турцию я понимала, что это временно; в Мексике я пока точно не знаю, насколько придется задержаться. И это отличие в существенной мере определяет моё отношение к Мексике.

Я бы хотела посвятить описанию этой страны несколько постов - пост про Риверьера Майя и пост про путешествия как по Юкатану, так и в столицу страны, поэтому я буду описывать лишь ощущения и их источники.

Итак, на что я обращаю внимание в первую очередь в другой стране - люди и архитектура. Как писала Ионна Хмелевская, о стране можно судить по её туалетам. Согласна на 100%. Сравните туалеты в рядовых вокзалах различных стран и вы поймёте, что, скажем, в Германии живётся очень неплохо, а в России, и Мексике - от случая к случаю.

ЛЮДИ в Ривьера Майя (часть штата Кинтана Ро, Мексика) - мексиканцы. Добрые. В среднем умственно ограниченные: образованных людей мало, книжные магазины я искала днём с огнем, а в стране (на севере где-то) даже есть памятник Coca-Cole (памятник еде, наверное, должен о чём-то сказать). Ленивые, медлительные, или, как сказала знакомая аргентинка - too low. Возможно, медлительность от климата. Многое делают небрежно и спустя рукава - а вот это уже национальное! Хотя исключения я тоже встречала - умных, образованных, культурных мексиканцев. Ещё можно встретить попытки обмана: почему-то мексиканцы считают себя умнее и хитрее всех остальных. Сама попадала в ситуации, когда вместо монет старшего достоинства мне на сдачу давали монеты младшего...

ЛЮДИ в Ривьера Майя (часть штата Кинтана Ро, Мексика) - не мексиканцы. Как правило, это американцы, канадцы, итальянцы, другие европейцы или русские. Кто-то тут работает в сфере туризма, кто-то живет по полгода, поскольку позволяет виза, работая дистанционно, или работая как свободный художник. Как правило, образованные, с широким кругозором. Много талантливых людей. Много из них являются адептами здорового образа жизни - вегетарианцы, или даже веганы, занимаются йогой, дайвингом, или ещё чем-нибудь. Многие занимаются творчеством. 

АРХИТЕКТУРА, ГРАДОСТРОИТЕЛЬСТВО. Это просто отельный вопрос. Как человек, имеющий отношение к строительству и архитектуре, я постоянно прихожу в состояние белого каления от логики жизненных и не только пространств: отсутствие коридоров при входе в помещения, что влечет к постоянной грязи, высота потолков во многих зданиях сделана под маянские размеры (средний рост мужчины 140-150 см). Практика класть плитку на пол, стены, и даже на кухонные столы меня тоже выводит из себя: в сезон дождей и зимой по такому полу ходить холодно, а иногда и скользко. Форма самих домов часто создает эхо такой силы, что можно проснуться от того, как кто-то ночью закрывает входную дверь на третьем этаже. Ширина улиц - 5-6 метров, а длина может быть и километр - эхо ночью распространяется прекрасно: кто-то проехал на мотоцикле - слышит вся улица. Ширина бордюров - до 1,5 метров, поэтому 2 толстых человека не разойдутся. Бордюры почти везде не оснащены съездами для колясок (для меня пока актуальный вопрос). В центре городов (Канкун, Плая-дель-Кармен) почти нет зелени, детских площадок, мало светофоров. Дренажная система первой линии домов вдоль пляжа в Плае уходит в песок - запахи с утра на пляже могут поразить. 

Здесь есть дома, спроектированные американцами и канадцами, но они все расположены на самой окраине города, в центре таких домов нет.

Про светофоры следует особо подчеркнуть. Потребность города (Плая) в светофорах можно подтвердить хотя бы только моей статистикой - за 4,5 месяца проживания в текущем месте я уже стала свидетельницей 6-ти аварий на ближайшем перекрестке, при условии, что последние 1,5 месяца на этом перекрестке стоит регулировщик. Теперь вопрос: кто виноват. Ответ - все! Водители тут безбашенные, я реально боюсь переходить дорогу с коляской - это как с коляской через МКАД бежать, а тут дороги - максимум 4-х полосные. Регулировщик стоит 1,5 месяца, и при нём случилось 2 аварии - для меня это нонсенс, мистика просто (к слову об умственных способностях).

Подводя итог под основными МОИМИ индикаторами стран - архитектура и люди в большей степени не в пользу Мексики.

Теперь давайте я расскажу про ощущения, связанные с 3-мя другими факторами:

ЯЗЫК. Лично моё ощущение от испанского языка - это простой язык. После английского дастся каждому.  А если сравнивать с немецким, так вообще "легкотня". Но признаюсь честно, я на нём говорю ломано - не уделяю я занятиям много времени. Меня понимают и в магазинах, и в кафе - мне достаточно.

КЛИМАТ. Вот это для меня объективный бич. При текущей влажности в 70% и более и температуре (когда ночью ниже 30 по Цельсию не опускается) я просто превращаюсь в лужу. Недавно отдыхала на острове в километрах 50-ти от Плаи, так там температура 25-26 градусов, так как восточная сторона острова хорошо обувается. Вот это уже по мне. Сынульке нашему тоже тяжело в этой жаре. Сейчас кондиционер часто включаем. Пугает, что сейчас ещё только весна :-)

УКЛАД ЖИЗНИ. Течение жизни тут сформировалось под воздействием нескольких факторов:
  • Ривьеры Майя не существовало как туристическо-жилой зоны еще 40 лет назад. Канкун был построен за эти 40 лет и превратился в город-миллионник. Плая за последние 20 лет выросла из города в 60 тыс.чел. в город почти 500 тыс.чел. При этом города росли за счёт туризма, а это значит, что ВУЗы, учебные заведения, предприятия сюда пришли существенно позже. Первые люди, которые приехали сюда работать и жить - простые рабочие. Их дети также в большинстве своём простые рабочие. ВУЗы уже появились, клиники и предприятия тоже, но поколения образованных выпускников ещё нет. Кроме того, до сих пор тут существует трудовая миграция, что повышает уровень преступности, особенно по мере окончания вахты.
  • Климат. Я поняла, что значит сиеста (или фиеста - как хотите). Порой, не возможно даже думать днём при такой жаре. Часа на 2-3 спокойно можно впасть в состояние амёбы. 
  • Туристический профиль данного района страны. С одной стороны, туристам предлагается широкая линейка развлечений - от хороших ночных клубов и баров, до исторических музеев на открытом воздухе и активного отдыха - сноркелинг, дайвинг, ловля рыбы. С другой стороны, когда города как "проходной двор", ко многому жители относятся как к временному, многие хотят побыстрее заработать денег. Шокирующей для меня стала новость о том, что местные таксисты зачастую прибегают к употреблению наркотических веществ, позволяющих долго не спать (не-буду-употреблять-название-всуе-этого-порошка-вы-и-так-знаете-что-это-за-порошок... прям как Волан-де-Морт получилось у меня). Страшно садится в такси с ребенком. Также много зазывал-прилипал, но к ним у меня уже иммунитет с Турции :-)
В общем и получается, что уклад жизни в городе в основном сформирован под обслуживание отелей, туристических и продуктовых магазинов, кафе и ресторанов. 

Что ещё мне не нравится в Мексике. 
  • отвратительное качество воды. Мне кажется, что в воде тут просто вся таблица Менделеева:  когда только мы заехали в квартиру, я решила прокипятить кастрюли. То, что я увидела на поверхности воды после кипячения, меня повергло в шок...
  • зона комфорта местных мексиканцев заканчивается, как и у многих русских, порогом их квартиры: выставленные мешки с мусором, выплескивание ведёр с водой во двор, или на лестничную клетку после мытья квартиры и т.д. 
  • вытекающий из предыдущего пункта следующий - люди не думают об окружающих: могут слушать музыку до 2 ночи, могут начать свистеть и орать под окнами в 6-7 утра, или ехать по ночному городу в машине, из которой будет просто громыхать музыка и т.д.
  • медлительность в решении бюрократических задач, а также нелогичность каких-то требований в различных вопросах. 
  • в продуктовых магазинах можно купить почти всё, но это всё будет низкого, в моём понимании, качества. Далеко их фруктам и овощам до качества калифорнийских продуктов.
  • в непродуктовых магазинах может быть ситуация (утрирую для более лёгкого понимая, так как речь шла о швейных предметах): вы ищите гвозди, понимаете, что только в двух их четырех магазинах, специализирующихся на строительных материалах, эти гвозди есть, но ни в одном магазине вообще нет молотка. Кроме того, продавцы даже не знают, что это за такой прибор, которым эти гвозди можно забить. 
  • множество монополий. В частности, монополия сотовой связи и Интернет-провайдеров. Например, в Москве я тратила на сотовую связь меньше.
  • налоги и пошлины делают почти невозможным приобретение товаров по Интернету (Amazon, ebay). Стоимость доставки и "растаможки" очень велики. Кроме того, ряд товаров к ввозу запрещен. 
  • отсутствие торговых сетей, к которым привыкла ЛИЧНО я: (IKEA, Auchan  и т.д.). Существующие сети не отвечают моим требованиям - ряд товарных групп в них просто отсутствует как класс. 
  • отсутствие качественных товаров...любых - детских (игрушки, кроватки, коляски и т.п.), тканей, обуви, ручек, тетрадей... Всё это какое-то "китайское", а порой - hecho en Mexico. Они гордятся этой надписью, а я считаю - пока рано гордиться. За исключением текилы, конечно)))
  • отсутствие муниципальных детских садов в Плае.
  • плохое качество образования в стране у целом.
  • высокая преступность вне туристической зоны страны, в частности, Мексика в 2012-2013 году лидировала по наркотрафику.
  • наконец, достаточно долго добираться до моих родителей - дорога через океан займёт в сторону России минимум 11 часов.
Теперь кажется, что я живу в приёмной ада :-)

На самом деле, есть тут и свои плюсы, и их немало:
  1. Климат. Да-да, именно климат. Ну где вы еще в северном полушарии сможете жить на берегу моря, даже на берегу океана, при этом вам не потребуются ни экзотические прививки, ни зимняя и даже осенняя одежда?
  2. Добрые люди. Даже если ты не говоришь по-испански, ты можешь посмотреть на любого прохожего и жестами попросить помощи, любой - все постараются помочь.
  3. Отсутствие предвзятости к русским, даже в свете последних событий.
  4. Здесь практически никто не курит. Курящий мексиканец - это какое-то исключение.
  5. Здесь практически невозможно встретить на улице пьяного мексиканца, только туриста - американских и канадских студентов во время их каникул.
  6. Другие мигранты. Как правило (это лично мои наблюдения, поэтому кто-то может не согласиться), проживающие тут немексиканцы - люди вырвавшиеся из серой суеты. С ними всегда есть о чём поговорить. Многие из них преподают йогу, пилатес, свой родной язык местным жителям, организовывают благотворительные мероприятия, мастерклассы, или занятия духовной практикой.
  7. Относительная простота получения вида на жительство. По сравнению с российскими требованиями - всё очень просто. Медицинских справок о том, что ты не болен СПИДом не просят :-).
  8. Стоимость жизни здесь ниже, чем, скажем, в Москве. Хотя сравнивать город в 12 млн.чел и город пусть даже в 500 тыс.чел сложно. Кроме того, сложно оценивать те, или иные блага. Например, проживая на окраине Москвы я платила за квартиру, расположенную в 15 минутах от метро (видите, в Москве фактором цены является метро!), на 35-40% больше, чем за бОльшую квартиру в 7-10 минутах от океана. Оценивая стоимость питания могу сказать, что корзины наши тут сопоставимы, но в Мексике процентов на 10-15 она стоит меньше. Хотя опять следует подчеркнуть - корзины неодинаковые, например: тут нет гречки и кефира, зато есть гуаяба, папайя и кактус.
  9. Богатая общественная жизнь в радиусе 2-3 километров. В Москве жизнь тоже была насыщенная, но она протекала где-то вдали от меня. Я не посещала 99,(9)% мероприятий. А тут всё как-то компактней. Даже с коляской я могу посетить 1-2 ивент в месяц. Хотя опять же стоит оговориться, что я тут не работаю. 
  10. На главной площади города почти каждое воскресенье организуются бесплатные концерты, привозят даже артистов из Бразилии, Аргентины и других стран. Можно увидеть как цирковое представление, так и выступление джаз-бенда. Часто тут же можно увидеть товары местных мастеров, некоторые из которых действительно прекрасны.
  11. Я могу найти работу, даже толком не зная испанского языка - пока всё ещё высока потребность в русскоговорящих гидах, учителях.
  12. Я могу пробовать новые и новые экзотические фрукты (пока, конечно, не все, но как сынуля подрастёт - разгуляюсь).
  13. Довольно хорошо развит междугородний транспорт (и качество хорошее), авиасообщение - удобно путешествовать внутри страны.
  14. Близость к таким странам, как США, Куба, Гватемала, Панама, Коста-Рика и другие, которые я бы вряд ли рассматривала для посещения, проживая в России.
  15. Возможность попробовать новые хобби, которых нет в большинстве российских городов - кайтинг, сёрфинг, дайвинг, сноркелинг...
Таким образом, моё ощущение страны многогранно: у меня мало друзей, и среди них лишь 1 мексиканка, но этот фактор отчасти связан с тем, что я привязана к сынуле и не могу расхаживать так часто по различным мероприятиям, которых тут действительно много. 

Я порой выхожу из себя, когда сталкиваюсь с какой-то глупостью, или медлительностью людей, или их желанием обмануть.

Я терплю плохую обустроенность города для мам с колясками, так же как приспосабливаюсь к быту - способам оплаты квитанций, поведению мобильных операторов, часам работы магазинов.

Мне приходится изучать линейку товаров в магазинах как никогда скрупулёзно, так как бывают случаи, когда испанская маркировка товара, наклеенная поверх английской, искажает информацию. Порой я разочаровываюсь в продуктах: помидоры и огурцы тут хуже, чем даже в "Пятёрочке"!

Я привыкаю к их системе здравоохранения, которая в корне отличается от нашей. Мне приходится постоянно страховать себя и читать рекомендации из российских источников.

Я привыкаю к тому, что в полдень из обоих кранов течет кипяток.

Я привыкаю к тому, что в сезон дождей выстиранное бельё не сохнет совсем - нужно либо сушить в сушилке, либо утюжить.

Я привыкаю к штормам и плохой погоде у океана.

Однако, если бы я хотела тут жить, то при условии того, что я выполняю не очень строгие обязательства (и по налогам и по ограничению на длительный выезд и т.д и т.п.), я бы довольно быстро стала гражданкой этой страны.

Я стараюсь учить язык в общении с людьми - я не стесняюсь спрашивать, как называется это, как сказать правильно вот это. И люди в силу своей доброты дожидаются конца моего предложения и всё стараются объяснить.

Я уже нашла маленькие магазинчики с "нерезиновыми" фруктами и даже иногда овощами.А ещё я нашла несколько милых и приятных мест, где можно попить кофе, поесть салатов, или другой вкусной еды.

Я могу увидеть океан и искупаться в нём практически в любое время.

Я не ношу ничего теплее маек и юбок, или сарафанов.

Я вообще могу одеваться как хочу - здесь нет понятия "одет как-то не так". Я могу сделать такую причёску, за которую в Москве меня бы как-то прозвали, а тут - всем будет всё равно, ну, или почти всё равно.

Но самое главное, тут, в Мексике, мой муж занимается любимым делом, а не сидит в душном офисе в каком-нибудь мегаполисе. А какая мне разница, где сидеть дома? Уж лучше я буду загорелой мамашкой вблизи океана, которая на обед ест кактус, чем мамашкой в загазованной Москве, где даже в ближайшем супермаркете мне могут нахамить ни за что, а в центр города мне придется добираться на метро, километров эдак 20...

Останемся ли мы тут жить - я не знаю. Много всего contra. Однако, прежде, чем переезжать куда-то, нужно изучить все факторы. Сейчас на выбор будет оказывать большое влияние наличие деток: возможно, какие-то минусы, которые ранее были очень критичны для нас с мужем, отойдут на второй план, и мы выберем страну, в которой найдется компромисс для всех членов семьи.

2 комментария:

  1. Описание по стилю изложения похоже на Эрнеста Хэмингуэя!
    Спасибо!

    Александр М.

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Александр :-), спасибо за такое неожиданное, приятное и столь авторитетное для меня сравнение.

      Удалить